180 лет со дня рождения Вячеслава Авксентьевича Манассеина

15 марта в России отмечается День медицинского журналиста. В этот день мы отдаем дань уважения Вячеславу Авксентьевичу Манассеину, основателю и многолетнему издателю популярнейшей среди российских врачей еженедельной медицинской газеты «Врач».

В 2021 году исполняется 180 лет со дня рождения и 120 лет со дня смерти Вячеслава Авксентьевича Манассеина, крупного ученого-терапевта, доктора медицинских наук, профессора Военно-медицинской академии, действительного статского советника, выдающегося педагога, публициста и общественного деятеля.

Медицинское образование Манассеин получил в Казани, Москве, Дерпте, Вене, Тюбингене и Санкт-Петербурге. Столь обширный список городов и мест обучения, которые он сменил, не случаен. Пылкий характер, горячность натуры, вкупе с унаследованным от отца и деда чувством патриотизма и борьбы с несправедливостью – всё это повлияло в дальнейшем на жизнь, сферу научных интересов и становление незаурядной личности Манассеина. Параллельно с учебой он вступает в тайное общество, которое позднее получило название «Земля и воля». Это общество было наиболее крупной революционной конспиративной организацией в России после разгрома декабристов. Революционная деятельность мешает ему закончить курс медицинских наук в Казанском, Московском и Дерптском Университетах.

В 1864 году Манассеин становится студентом Медико-хирургической академии. Он застал расцвет академии и имел счастье обучаться у крупнейших русских ученых: Боткина, Балийского, Крассовского, Чистовича, Нароновича. Двухлетнее пребывание в Медико-хирургической академии для Манассеина, уже имевшего законченное медицинское образование, оказалось очень полезным. Он получил возможность приобщиться к самобытным достижениям русской медицинской науки. После окончания академии на кафедре Сергея Петровича Боткина он подготовил диссертацию на тему «Материалы для вопроса о голодании», за которую получил ученую степень доктора медицины. В этой работе Манассеин уделил внимание проблеме голодания как нарушению тканевого метаболизма и впервые доказал наличие дегенеративных изменений во всех паренхиматозных органах при этом состоянии. Он впервые установил процесс замедления разрушения тканей при повторном голодании. В отзыве об этой работе Боткин писал, что монография Манаcсеина о голодании внесла так много новых фактов в учение о голодании, произведена с таким глубоким изучением литературы этого вопроса, с такой тщательной строгостью постановки всех опытов, что она «может считаться классической не только в русской медицинской литературе, еще очень бедной по этому вопросу, но и в иностранной».

Еще одна сфера интересов ученого – изучение свойств зеленой плесени. Его исследования позволили обнаружить антибиотические и лечебные свойства плесени за много десятилетий до открытия пенициллина.

Манассеин был не только блестящим ученым, но и преподавателем. На лекции профессора собирались студенты, а также многие петербургские врачи. Лекции были богаты содержанием, строго научны, всегда отражали в себе новейшие достижения медицинской науки, за которыми лектор внимательно следил. Манассеин постоянно говорил с кафедры об обязанностях врача по отношению к больному и обществу, о высокой роли и к строгому выполнению правил врачебной и общественной этики.

В течение 25 лет Манассеин занимал кафедру частной патологии и терапии внутренних болезней в Военно-медицинской академии и добился открытия клиники с водолечебницей. Водо- и воздухолечение, правильную диету, регулярный массаж он ставил выше приёма лекарственных препаратов, к новым фармакологическим разработкам относился с подозрением, но не отрицал действенные «новинки» фармацевтической промышленности, если состав их был ему известен. Одновременно с занятиями в клинике и на кафедре Вячеслав Авксентьевич выполнял большую работу в библиотеке Медико-хирургической академии, которой заведовал до 1879 года, когда был вынужден оставить эту должность в знак протеста против приказа начальника академии о ликвидации студенческой читальни. У Вячеслава Авксентьевича была и собственная внушительная библиотека: Он получал до 100 названий журналов ежемесячно и все эти издания отправлял в Томский университет, желая, чтобы эта далекая окраина не отставала от новых культурных завоеваний науки. После смерти Вячеслава Авксентьевича, по его завещанию, вся его личная библиотека была передана Томскому университету.

И после оставления академии Манассеин неустанно трудился и «нес свое слово» со страниц журнала «Врач», где вел борьбу с ненаучным подходом к врачеванию, включая рекламные трюки и знахарство. В газете осуждались разные неблаговидные поступки врачей, противоречащие общечеловеческой этике: преступления по должности, взятки, злоупотребления при рекрутских наборах, недобросовестное отношение к своим обязанностям и прочее. Самым лучшим средством для повышения морального уровня врачей Вячеслав Авксентьевич считал создание общественного мнения вокруг неэтичных поступков членов врачебного коллектива, и именно поэтому он находил нужным предавать такие поступки широкой гласности. Иногда дело доходило до острых конфликтов на этой почве между редактором «Врача» и теми, кто был обижен его литературными выступлениями. Эти конфликты всегда заканчивались моральным торжеством Манассеина и тем способствовали еще большему укреплению его морального авторитета. Недаром Манассеина называли «врачебной совестью», «рыцарем врачебной этики», «стражем правды и чести». На протяжении 21 года Вячеслав Авксентьевич бессменно занимал пост редактора «Врача», выполняя единолично всю редакционную работу и не разделяя ни с кем ни формальной, ни моральной ответственности за направление журнала. Он оставил этот пост только за две недели до смерти. Манассеин, будучи человеком необыкновенно энергичным, славился своим бескорыстием и принимал у себя на дому больных из рабочей среды и студентов, нередко бесплатно снабжая их лекарствами. Выступил инициатором создания благотворительного «Капитала для выдачи пособий нуждающимся врачам и их семьям», членом которого мог стать каждый медик, вносивший ежегодный взнос в 1 рубль. Был в числе организаторов Общества попечения о сиротах-детях врачей и передал ему свой именной капитал.

В некрологе одной из Российских газет, посвященных кончине Манассеина, говорилось: « Человек, на совести которого не было ни одного пятнышка, ни одного греха против общества и против лучших, благороднейших традиций врачебной этики».

Материал подготовлен при участии сотрудников библиографического отдела фундаментальной библиотеки Военно-медицинской академии

Библиограф Алина Кормилицына.